

16. Разработка пользовательского интерфейса
РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) Учет ментальности пользователя: что ожидает и как должно выглядеть. Поведение системы может быть определено следующими моделями:
· ментальная - описывает ожидание пользователя
· декларационная - то, что предъявляет интерфейс
· модель реализации - что на самом деле происходит
2) Учет уровня пользователя:
· начинающий пользователь. Для чего система предназначена, какие задачи может выполнять. Справка начинающего, быстрый старт.
Таким образом, интерфейс должен включать:
§ начальное окно;
§ интерактивные учебники;
§ помощь с описанием методологии и последовательность их использования.
· квалифицированный пользователь. Как решить задачу, как выполнить действие. Контекстная помощь или интерактивная справка (индекс для поиска).
§ Контекстное меню;
§ Контекстная помощь;
§ Интерактивная помощь с полным индексом по операциям;
§ Активные средства подсказки;
§ Информативное оформление экранов.
· эксперт. Предоставление горячих клавиш, командной строки, макросов, настроек конфигураций программного продукта (звук, цвет...).
3) Минимизация труда пользователя (для уменьшения числа действий):
· исключение повторного ввода
· заменить ввод на выбор (где возможно)
· исключение излишних сообщений, требований, подтверждения
4) Минимизация умственных затрат. Наглядность, информативность подписей, сообщений help'а, стандартизация действий, стандартизация оформления.
5) Необходимо согласовать интерфейс с заказчиком. Формы согласования: рисунок, прототип, спецификация.
Спецификация включает изображение, назначение, список управляющих элементов, функциональность, описание источников данных.
АРХИТЕКТУРА ИНТЕРФЕЙСА
Выбирается как будет выглядеть общая структура интерфейса:
1. Классическая
Варианты:
· Диалоговая модель управления
· Модель-проект. Нет привязки к
главному окну
2. Упрощенные варианты
· Модель-книга - Excel
(если надо несколько нотаций сразу)
· Outlook
· Стиль-мастер ?>?>?. Используется, когда для выполнения работы необходимо провести большую подготовительную работу. Работа выполняется редко.
Реальный интерфейс формируется на основе смеси типовых структур. Структуры используются фрагментально, исходя из удобства применения.
Дополнительно при вызове подчиненных окон может использоваться MDI-интерфейс:
кнопка вывода экземпляра формы (SDI - вывод формы только в единственном экземпляре)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В ИНТЕРФЕЙСНЫХ ФОРМАХ
1) Отображение данных одной таблицей.
Табличная форма Записная форма
+ для общего просмотра, + удобство редактирования
анализа и ч/просмотра, существенная
- лишняя информация ио яинформация
- лишние действия
Связь между таблицей и записями:
При большом числе полей в табличной форме рекомендуется выводить только часть полей либо поля в порядке важности.
2) Отображение данных в нескольких таблицах.
Форма отображает данные таблиц со связью 1:1. Для вывода данные объединяются. Для пользователя они представляются как единая таблица.
Форма отображает данные таблиц со связью 1:М. Если ведущей является дочерняя таблица. То на форму выводится дочерняя таблица позаписно или таблицы и текущая запись главной таблицы. Если управление осуществляется из главной таблицы, то рекомендуется вывод одной записи из главной таблицы и набора записей из подчинённой.
Форма содержит информацию из двух таблиц, связанных связью М:М. необходимо представлять эту связь как две части 1:М и показывать в двух формах.
3) Отображение данных записями
А) Соединить основные и связующие таблицы, отображение как единого целого
Б) Замена М:М на 1:М. Информация неполная
ВЫБОР ЭЛЕМЕНТА
Рекомендации:
1. Обеспечить соответствие ментальности пользователя (понятие работы элемента).
2. Обеспечение эффективности.
Представление логических данных:
· Индикатор (флаг)
· Кнопка фиксации
· Выбор одного: радиокнопки, списки (Combo)
· Выбор нескольких: индикаторы (фиксированный набор), список с отметками (List), сопряженные списки (исходный и целевой), таблица с отметками
Представление числовых данных:
· Текстовое поле (желательно с поддержкой формата - маски)
· Спинер
· Движок
Представление дат:
· Компоненты для работы с датами (календари)
· Текстовое поле
Представление текстовых данных:
· Текстовая строка
· Поле редактирования
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ИНТЕРФЕЙСАХ
1) Пассивные средства. Не требуют действий пользователя для получения помощи. Текстовые надписи, пояснения и комментарии на форме, графические изображения, сообщения об ошибках, всплывающие подсказки, строка состояния.
2) Реактивные средства. Выполняются явные действия для получения помощи. Контекстная помощь, интерактивная, кнопка «Что такое?».
3) Активные средства. Срабатывают автоматически на основе анализа действий пользователя. Команды меню.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) Учет ментальности пользователя: что ожидает и как должно выглядеть. Поведение системы может быть определено следующими моделями:
· ментальная - описывает ожидание пользователя
· декларационная - то, что предъявляет интерфейс
· модель реализации - что на самом деле происходит
2) Учет уровня пользователя:
· начинающий пользователь. Для чего система предназначена, какие задачи может выполнять. Справка начинающего, быстрый старт.
Таким образом, интерфейс должен включать:
§ начальное окно;
§ интерактивные учебники;
§ помощь с описанием методологии и последовательность их использования.
· квалифицированный пользователь. Как решить задачу, как выполнить действие. Контекстная помощь или интерактивная справка (индекс для поиска).
§ Контекстное меню;
§ Контекстная помощь;
§ Интерактивная помощь с полным индексом по операциям;
§ Активные средства подсказки;
§ Информативное оформление экранов.
· эксперт. Предоставление горячих клавиш, командной строки, макросов, настроек конфигураций программного продукта (звук, цвет...).
3) Минимизация труда пользователя (для уменьшения числа действий):
· исключение повторного ввода
· заменить ввод на выбор (где возможно)
· исключение излишних сообщений, требований, подтверждения
4) Минимизация умственных затрат. Наглядность, информативность подписей, сообщений help'а, стандартизация действий, стандартизация оформления.
5) Необходимо согласовать интерфейс с заказчиком. Формы согласования: рисунок, прототип, спецификация.
Спецификация включает изображение, назначение, список управляющих элементов, функциональность, описание источников данных.
АРХИТЕКТУРА ИНТЕРФЕЙСА
Выбирается как будет выглядеть общая структура интерфейса:
1. Классическая
Варианты:
· Диалоговая модель управления
· Модель-проект. Нет привязки к
главному окну
2. Упрощенные варианты
· Модель-книга - Excel
(если надо несколько нотаций сразу)
· Outlook
· Стиль-мастер ?>?>?. Используется, когда для выполнения работы необходимо провести большую подготовительную работу. Работа выполняется редко.
Реальный интерфейс формируется на основе смеси типовых структур. Структуры используются фрагментально, исходя из удобства применения.
Дополнительно при вызове подчиненных окон может использоваться MDI-интерфейс:
кнопка вывода экземпляра формы (SDI - вывод формы только в единственном экземпляре)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В ИНТЕРФЕЙСНЫХ ФОРМАХ
1) Отображение данных одной таблицей.
Табличная форма Записная форма
+ для общего просмотра, + удобство редактирования
анализа и ч/просмотра, существенная
- лишняя информация ио яинформация
- лишние действия
Связь между таблицей и записями:
При большом числе полей в табличной форме рекомендуется выводить только часть полей либо поля в порядке важности.
2) Отображение данных в нескольких таблицах.
Форма отображает данные таблиц со связью 1:1. Для вывода данные объединяются. Для пользователя они представляются как единая таблица.
Форма отображает данные таблиц со связью 1:М. Если ведущей является дочерняя таблица. То на форму выводится дочерняя таблица позаписно или таблицы и текущая запись главной таблицы. Если управление осуществляется из главной таблицы, то рекомендуется вывод одной записи из главной таблицы и набора записей из подчинённой.
Форма содержит информацию из двух таблиц, связанных связью М:М. необходимо представлять эту связь как две части 1:М и показывать в двух формах.
3) Отображение данных записями
А) Соединить основные и связующие таблицы, отображение как единого целого
Б) Замена М:М на 1:М. Информация неполная
ВЫБОР ЭЛЕМЕНТА
Рекомендации:
1. Обеспечить соответствие ментальности пользователя (понятие работы элемента).
2. Обеспечение эффективности.
Представление логических данных:
· Индикатор (флаг)
· Кнопка фиксации
· Выбор одного: радиокнопки, списки (Combo)
· Выбор нескольких: индикаторы (фиксированный набор), список с отметками (List), сопряженные списки (исходный и целевой), таблица с отметками
Представление числовых данных:
· Текстовое поле (желательно с поддержкой формата - маски)
· Спинер
· Движок
Представление дат:
· Компоненты для работы с датами (календари)
· Текстовое поле
Представление текстовых данных:
· Текстовая строка
· Поле редактирования
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ИНТЕРФЕЙСАХ
1) Пассивные средства. Не требуют действий пользователя для получения помощи. Текстовые надписи, пояснения и комментарии на форме, графические изображения, сообщения об ошибках, всплывающие подсказки, строка состояния.
2) Реактивные средства. Выполняются явные действия для получения помощи. Контекстная помощь, интерактивная, кнопка «Что такое?».
3) Активные средства. Срабатывают автоматически на основе анализа действий пользователя. Команды меню.